contrast3.jpgcontrast4.jpgcontrast5.jpgcontrast6.jpg

МОСКВА — УФА

МАРШРУТ МОСКВА  —  УФА

(МОСКВА-РЕКА — ОКА — ВОЛГА — КАМА — БЕЛАЯ)

 

Направление: Москва — Нижний Новгород — Уфа — Москва.

Продолжительность: 19 дней. 

Маршрут — беспересадочный.

Маршрут Москва — Уфа — один из интереснейших пароходных маршрутов Союза.

С мая no октябрь по этому маршруту едут, главным образом, отпускники, туристы и экскурсанты. Значительную группу отдыхающих составляют рабочие и работницы различных предприятий Союза.

Москва, второй по своему значению город в дореволюционной России, имея судоходную реку, фактически была ограничена в своих водных возможностях. Сюда приходили лишь буксирные пароходы с баркасами, перевозившими главным образом ярмарочные грузы из Москвы в Нижний Новгород (ныне г. Горький) и обратно с Нижегородской ярмарки в Москву, да баржи, груженые овощами из ближайших районов р. Москвы.

Речная сеть нашей равнины — одна из выдающихся географических, ее особенностей (Ключевский) — не была оценена в царской России.

Министерство путей сообщения занималось лишь железными дорогами, реки были предоставлены самим себе. И только при советской власти по-настоящему начали заниматься богатым речным хозяйством страны и в частности Москва-рекой.

Еще в годы гражданской войны, когда железно¬дорожный транспорт работал с исключительной нагрузкой и большим напряжением,, по Москва-реке было открыто пассажирское движение от Москвы до Рязани. С 1932 г. пассажирская линия Москва— Горький стала беспересадочной (до этого была пересадка в Рязани). А со следующего года по инициативе Московского комитета партии и т. Л. М. Кагановича был открыт новый беспересадочный маршрут Москва — Уфа.

Этот маршрут — маршрут пяти рек (Москва-река, Ока, Волга, Кама и Белая), охватывающий обширные районы СССР с разнообразной природой, бытом и экономикой — завоевал в течение первых лет навигаций исключительное внимание не только экскурсионных организаций, во и многочисленных туристов — энтузиастов пароходных поездок.

За пять лет существования сквозной беспересадочной линии Москва — Уфа маршрут этот стал одним из популярнейших маршрутов Союза.

Сквозной маршрут Москва — Уфа соединяет водным путем Башкирию и Южный Урал с центром СССР — Москвой. Он дает уральцам возможность совершить в отпуск поездку на пароходе до Москвы, попутно ознакомившись с центром Поволжья — г. Горьким, побывать в Красной столице, а при наличии свободного времени совершить экскурсию и в Ленинград.

От Москвы до Уфы водным путем — 2 425 км. Пароход сначала идет Москва-рекой по Московской области, Окой входит в Рязанскую область, даже же Окой идет по Горьковской области, имея перед собой за Горьким берега Марийской и Чувашской АССР. Затем пароход идет по Татарской АССР, Волгой и Камой до устья Белой. И наконец входит в Белую, вступил вместе с тем в пределы Башкирской АССР. Конечный пункт маршрута — столица Башкирии — г. Уфа.

Пять рек, четыре автономных республики (Марийская, Чувашская, Татарская и Башкирская), центр Поволжья — г. Горький, три национальных столицы (Чебоксары, Казань и Уфа), ряд шлюзов и плотин, среди которых в Перерве гидроузел, входящий в комплекс сооружений канала Москва — Волга, — находятся на трассе маршрута Москва — Уфа.

 

 

 

 

 

 

Обслуживанию пассажиров, туристов и экскурсантов на пароходах этой линии уделяется особое внимание. .

В целях создания лучших условий для пассажиров 'жестких мест на 'восьми пароходах линии Москва — Уфа («Л. М. Каганович», «Н. А. Некрасов», «Банщик», «М. Горький», «Менжинский», «Жан Жорес», «Чердынь» и «Куйбышев») третий класс в носовой части первого этажа переделан под жесткие закрытые купэ но типу жестких вагонов скорых образцовых поездов НКЛС.

Каждая каюта двухместная с двухярусными койками, оборудованная столиками, настольными лампами, графинами, имеет мягкие матрацы, снабжена постельным бельем.

На всех пароходах линии Москва — Уфа имеются прекрасные столовые, стильные салоны, пианино, библиотеки, радиоустановки. Поставлены также телефоны, которые при стоянке пароходов в больших городах включаются в общую городскую сеть.

Отправление из Москвы в навигацию 1938 г. установлено следующими линиями:

 

1) скорая линия Москва — Уфа ежедневно в 12 часов;    

2) почтовая линия Москва — Горький, ежедневно в 22 часа;

3) линия Москва — Уфа, один раз в пятидневку; в течение июля и августа с отвалом из Москвы в особо объявленные дни и часы.

В линии Москва — Уфа четыре новых парохода сормовской постройки — «Л. М. Каганович», «Н. А Некрасов», «Банщик», «Менжинский» и пять заново переделанных пароходов — «М. Горький», «Софья Перовская», '«Правда», «Григорий Пирогов» и «Советский полярник».

Из пароходов прежней постройки в этой линии лучший «Жан Жорес».

 

 

ОТ МОСКВЫ ДО НИЖНИЙ НОВГОРОД

 

Пароходы скорой линии Москва — Уфа и почтовой Москва — Нижний Новгород отходят от речного вокзала Московско-Окского пароходства у Даниловского моста.

Вокзал этот, оборудованный к навигации 1937 г., несмотря на одновременный характер (впоследствии с открытием движения через канал Москва — Волга и Верхнюю Волгу вокзал будет упразднен), предоставляет ряд удобств для транзитных пригородных пассажиров, туристов и экскурсантов (имеются отдельные залы для пассажиров мягких мест, зал ресторан с галлереей, кабинет врача, комната матери и ребенка, парикмахерская, ряд киосков, прекрасный сад-цветник',' утопающий в зелени).

До первой пристани Перервинского шлюза имени Ленива пароход идет в черте города: За Даниловским мостом, расположенным около речного вокзала, по левому берегу у Москвы - реки идут заводы, гиганты социалистической индустрии: «Динамо» имени Кирова, автозавод имени Сталина. Далее внимание туриста привлечет Дворец культуры рабочих автозавода имени Сталина — одно из прекраснейших сооружений новой Москвы.

Первая остановка транзитных пароходов линий Москва — Нижний Новгород и Москва — Волга — Перервинский шлюз имени Ленина.

Здесь целый гидроузел, входящий в комплекс сооружений канала Москва—Волга — два параллельных шлюза (большой и малый), деривационный канал, дамбы, плотина.

 

 

 

 

 

 

 

Все сооружения шлюзов полностью электрифицированы и механизированы. Основной Перервинский шлюз № 10 — счет шлюзов идет от «Большой Волги» по каналу Москва — Волга) был принят в эксплуатацию осенью 1935 г. Плотина закончена по-стройкой в 1936 г. Малый шлюз № 11 построен левее на месте старого, предназначенного для пропуска мелких судов, главным образом катеров, глиссеров, водных трамваев.

Для туриста новый Перервинский шлюз интересен как прототип будущих больших шлюзов Большой Волги.

Сейчас же за Перервинским гидроузлом, на правом берегу Москва-реки, вырисовывается целая группа зданий, раскинутых в старинном парке. Это бывшая подмосковная усадьба московских царей — с. Коломенское, возникшее в XIII в. Оно было свидетелем польской интервенции. Здесь бывал Лже-Дмитрий I. При Шуйском в Коломенском находился главный штаб крестьянских отрядов Болотникова, позднее разбитых под Москвой около с. Котлы. При царе Алексее Михайловиче в Коломенском раз¬вернулись основные события медного- бунта, закончившегося здесь жестокой расправой над восставшими — было казнено свыше 600 человек, более 15 тысяч сослано.

В Коломенском интересен музей русской архитектуры. Здесь чудесная модель Коломенского дворца, построенного при Алексее Михайловиче, домик Петра I, перевезенный из Архангельского, и ряд других уникумов русского зодчества.

Москва-.река от Москвы до Коломны не широка. Она излучинами вьется среди обширных лугов.

Небольшие пять москворецких шлюзов (имени Трудовой Коммуны (б. Беседа), Андреевна, Софьино, Фаустово и Северка, построенные в 70-х годах прошлого столетия, на этом плесе являются главными остановками пароходов.

Ниже Фаустова наиболее трудный в судоходном отношении участок — Марчуги.

Здесь Москва - река делает ряд беспрерывных крутых колен и зигзагов, что препятствует судоходству, часто задерживая пароходы, особенно при встречах больших пассажирских пароходов с буксирными, идущими с караванами (с баржами, гуся- нами).

В 1937 г. наиболее трудное колено Марчугов, так называемая Конная лука, была спрямлена путем устройства прямого, как стрела, канала. Это значительно облегчает переход через Марчуги большим пароходам и груженым караванам.

Марчуги — бывшая вотчина князей Пожарских. Здесь провел свои детские годы Д. М. Пожарский, впоследствии известный воевода, собравший совместно с нижегородским купцом Мининым русское ополчение, которое в 1612 г. выгнало польских интервентов из Москвы, а впоследствии из России.

За Марчугами внимание туриста привлекут новый мост через Москва-реку, Воскресенские цементные заводы, пристань Воскресенск для пароходов линии Москва — Нижний Новгород.

Последний шлюз на Москва-реке — Северский. Здесь ряд домов отдыха, один из них специально оборудован для стахановцев Московской области.

По выходе из Северского шлюза с парохода видна Коломна, последняя пристань на Москва-реке.

 

 

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ВОЛГЕ © 2019