contrast3.jpgcontrast4.jpgcontrast5.jpgcontrast6.jpg

МОСКВА — УФА

МАРШРУТ МОСКВА  —  УФА

(МОСКВА-РЕКА — ОКА — ВОЛГА — КАМА — БЕЛАЯ)

 

Направление: Москва — Нижний Новгород — Уфа — Москва.

Продолжительность: 19 дней. 

Маршрут — беспересадочный.

Маршрут Москва — Уфа — один из интереснейших пароходных маршрутов Союза.

С мая no октябрь по этому маршруту едут, главным образом, отпускники, туристы и экскурсанты. Значительную группу отдыхающих составляют рабочие и работницы различных предприятий Союза.

Москва, второй по своему значению город в дореволюционной России, имея судоходную реку, фактически была ограничена в своих водных возможностях. Сюда приходили лишь буксирные пароходы с баркасами, перевозившими главным образом ярмарочные грузы из Москвы в Нижний Новгород (ныне г. Горький) и обратно с Нижегородской ярмарки в Москву, да баржи, груженые овощами из ближайших районов р. Москвы.

Речная сеть нашей равнины — одна из выдающихся географических, ее особенностей (Ключевский) — не была оценена в царской России.

Министерство путей сообщения занималось лишь железными дорогами, реки были предоставлены самим себе. И только при советской власти по-настоящему начали заниматься богатым речным хозяйством страны и в частности Москва-рекой.

Еще в годы гражданской войны, когда железно¬дорожный транспорт работал с исключительной нагрузкой и большим напряжением,, по Москва-реке было открыто пассажирское движение от Москвы до Рязани. С 1932 г. пассажирская линия Москва— Горький стала беспересадочной (до этого была пересадка в Рязани). А со следующего года по инициативе Московского комитета партии и т. Л. М. Кагановича был открыт новый беспересадочный маршрут Москва — Уфа.

Этот маршрут — маршрут пяти рек (Москва-река, Ока, Волга, Кама и Белая), охватывающий обширные районы СССР с разнообразной природой, бытом и экономикой — завоевал в течение первых лет навигаций исключительное внимание не только экскурсионных организаций, во и многочисленных туристов — энтузиастов пароходных поездок.

За пять лет существования сквозной беспересадочной линии Москва — Уфа маршрут этот стал одним из популярнейших маршрутов Союза.

Сквозной маршрут Москва — Уфа соединяет водным путем Башкирию и Южный Урал с центром СССР — Москвой. Он дает уральцам возможность совершить в отпуск поездку на пароходе до Москвы, попутно ознакомившись с центром Поволжья — г. Горьким, побывать в Красной столице, а при наличии свободного времени совершить экскурсию и в Ленинград.

От Москвы до Уфы водным путем — 2 425 км. Пароход сначала идет Москва-рекой по Московской области, Окой входит в Рязанскую область, даже же Окой идет по Горьковской области, имея перед собой за Горьким берега Марийской и Чувашской АССР. Затем пароход идет по Татарской АССР, Волгой и Камой до устья Белой. И наконец входит в Белую, вступил вместе с тем в пределы Башкирской АССР. Конечный пункт маршрута — столица Башкирии — г. Уфа.

Пять рек, четыре автономных республики (Марийская, Чувашская, Татарская и Башкирская), центр Поволжья — г. Горький, три национальных столицы (Чебоксары, Казань и Уфа), ряд шлюзов и плотин, среди которых в Перерве гидроузел, входящий в комплекс сооружений канала Москва — Волга, — находятся на трассе маршрута Москва — Уфа.

 

 

 

 

 

 

Обслуживанию пассажиров, туристов и экскурсантов на пароходах этой линии уделяется особое внимание. .

В целях создания лучших условий для пассажиров 'жестких мест на 'восьми пароходах линии Москва — Уфа («Л. М. Каганович», «Н. А. Некрасов», «Банщик», «М. Горький», «Менжинский», «Жан Жорес», «Чердынь» и «Куйбышев») третий класс в носовой части первого этажа переделан под жесткие закрытые купэ но типу жестких вагонов скорых образцовых поездов НКЛС.

Каждая каюта двухместная с двухярусными койками, оборудованная столиками, настольными лампами, графинами, имеет мягкие матрацы, снабжена постельным бельем.

На всех пароходах линии Москва — Уфа имеются прекрасные столовые, стильные салоны, пианино, библиотеки, радиоустановки. Поставлены также телефоны, которые при стоянке пароходов в больших городах включаются в общую городскую сеть.

Отправление из Москвы в навигацию 1938 г. установлено следующими линиями:

 

1) скорая линия Москва — Уфа ежедневно в 12 часов;    

2) почтовая линия Москва — Горький, ежедневно в 22 часа;

3) линия Москва — Уфа, один раз в пятидневку; в течение июля и августа с отвалом из Москвы в особо объявленные дни и часы.

В линии Москва — Уфа четыре новых парохода сормовской постройки — «Л. М. Каганович», «Н. А Некрасов», «Банщик», «Менжинский» и пять заново переделанных пароходов — «М. Горький», «Софья Перовская», '«Правда», «Григорий Пирогов» и «Советский полярник».

Из пароходов прежней постройки в этой линии лучший «Жан Жорес».

 

 

ОТ МОСКВЫ ДО НИЖНИЙ НОВГОРОД

 

Пароходы скорой линии Москва — Уфа и почтовой Москва — Нижний Новгород отходят от речного вокзала Московско-Окского пароходства у Даниловского моста.

Вокзал этот, оборудованный к навигации 1937 г., несмотря на одновременный характер (впоследствии с открытием движения через канал Москва — Волга и Верхнюю Волгу вокзал будет упразднен), предоставляет ряд удобств для транзитных пригородных пассажиров, туристов и экскурсантов (имеются отдельные залы для пассажиров мягких мест, зал ресторан с галлереей, кабинет врача, комната матери и ребенка, парикмахерская, ряд киосков, прекрасный сад-цветник',' утопающий в зелени).

До первой пристани Перервинского шлюза имени Ленива пароход идет в черте города: За Даниловским мостом, расположенным около речного вокзала, по левому берегу у Москвы - реки идут заводы, гиганты социалистической индустрии: «Динамо» имени Кирова, автозавод имени Сталина. Далее внимание туриста привлечет Дворец культуры рабочих автозавода имени Сталина — одно из прекраснейших сооружений новой Москвы.

Первая остановка транзитных пароходов линий Москва — Нижний Новгород и Москва — Волга — Перервинский шлюз имени Ленина.

Здесь целый гидроузел, входящий в комплекс сооружений канала Москва—Волга — два параллельных шлюза (большой и малый), деривационный канал, дамбы, плотина.

 

 

 

 

 

 

 

Все сооружения шлюзов полностью электрифицированы и механизированы. Основной Перервинский шлюз № 10 — счет шлюзов идет от «Большой Волги» по каналу Москва — Волга) был принят в эксплуатацию осенью 1935 г. Плотина закончена по-стройкой в 1936 г. Малый шлюз № 11 построен левее на месте старого, предназначенного для пропуска мелких судов, главным образом катеров, глиссеров, водных трамваев.

Для туриста новый Перервинский шлюз интересен как прототип будущих больших шлюзов Большой Волги.

Сейчас же за Перервинским гидроузлом, на правом берегу Москва-реки, вырисовывается целая группа зданий, раскинутых в старинном парке. Это бывшая подмосковная усадьба московских царей — с. Коломенское, возникшее в XIII в. Оно было свидетелем польской интервенции. Здесь бывал Лже-Дмитрий I. При Шуйском в Коломенском находился главный штаб крестьянских отрядов Болотникова, позднее разбитых под Москвой около с. Котлы. При царе Алексее Михайловиче в Коломенском раз¬вернулись основные события медного- бунта, закончившегося здесь жестокой расправой над восставшими — было казнено свыше 600 человек, более 15 тысяч сослано.

В Коломенском интересен музей русской архитектуры. Здесь чудесная модель Коломенского дворца, построенного при Алексее Михайловиче, домик Петра I, перевезенный из Архангельского, и ряд других уникумов русского зодчества.

Москва-.река от Москвы до Коломны не широка. Она излучинами вьется среди обширных лугов.

Небольшие пять москворецких шлюзов (имени Трудовой Коммуны (б. Беседа), Андреевна, Софьино, Фаустово и Северка, построенные в 70-х годах прошлого столетия, на этом плесе являются главными остановками пароходов.

Ниже Фаустова наиболее трудный в судоходном отношении участок — Марчуги.

Здесь Москва - река делает ряд беспрерывных крутых колен и зигзагов, что препятствует судоходству, часто задерживая пароходы, особенно при встречах больших пассажирских пароходов с буксирными, идущими с караванами (с баржами, гуся- нами).

В 1937 г. наиболее трудное колено Марчугов, так называемая Конная лука, была спрямлена путем устройства прямого, как стрела, канала. Это значительно облегчает переход через Марчуги большим пароходам и груженым караванам.

Марчуги — бывшая вотчина князей Пожарских. Здесь провел свои детские годы Д. М. Пожарский, впоследствии известный воевода, собравший совместно с нижегородским купцом Мининым русское ополчение, которое в 1612 г. выгнало польских интервентов из Москвы, а впоследствии из России.

За Марчугами внимание туриста привлекут новый мост через Москва-реку, Воскресенские цементные заводы, пристань Воскресенск для пароходов линии Москва — Нижний Новгород.

Последний шлюз на Москва-реке — Северский. Здесь ряд домов отдыха, один из них специально оборудован для стахановцев Московской области.

По выходе из Северского шлюза с парохода видна Коломна, последняя пристань на Москва-реке.

 

 


 

 

 

После ряда излучив, на одной из которых расположен бывший Бобренев монастырь — форпост Коломны, пароход минует плашкоутный (наплавной) мост и подходит к пристани Коломна.

Коломна — районный город Московской области, находится на магистрали Ленинской ж. д. (поездом 3 часа езды от Москвы). В городе сохранился ряд зданий XVI и XVII вв. Интересен кремль со старинными башнями, среди которых выделяется видная с борта парохода башня Марины Мнишек.

С XII в. Коломна — военное и торговое поселение. До XIV в. она входила в состав Рязанского княжества. Коломна пережила, немало тяжелых годин. Она была разорена Батьтем, Тохтамышем. и Махмет-Гиреем. Здесь был Болотников, Лисовский и Лжедмитрий I. В Коломне жила бежавшая из Калуги Марика Мнишек со своим маленьким сыном Иваном.

С конца XIV в. Коломна, становится крупным торговым пунктом (торговля зерном и лесом). Еще до настоящего времени в Коломне сохранились черты былого торгового города: купеческие особняки, старинные торговые ряды, обилие церквей.

На Советской площади, которая ранее называлась Торговой, Житной, в 15 км.от пароходной пристани, высокая колокольня — Ивановская. С колокольни открывается исключительный вид на город. Видны синие ленты Москва-реки, Оки, железнодорожные мосты через них, Коломенский машиностроительный завод, который как бы опоясывает город.

При советской власти в Коломне построен новый завод патефонов.

Во время_ стоянки парохода — около двух часов — город можно бегло осмотреть.

Туристы, желающие совершить поездку по Верхней Оке, в Серпухов, Калугу, в Коломне пересаживаются на пароходы, совершающие рейсы по этим маршрутам.

За пристанью — мост Ленинской ж. д. (открыт в 1863 г.). Сейчас же за мостом начинаются постройки Коломенского машиностроительного завода. Этот гигант индустрии выпустил одних паровозов свыше 5 тысяч. Здесь строятся пароходы, теплоходы, паровозы, товарные, трамвайные вагоны и пр.

От Москвы до устья Москва-река идет параллельно линии Ленинской ж. д., что дает возможность пассажирам в Бронницах, Фаустове, Воскресенске и Коломне пересаживаться с поезда на пароход и обратно.

Это создает значительные удобства при встречах, проводах, необходимости позднее выехать ив Москвы, догнать свой пароход и т. д.

Ниже Коломенского завода Москва-река впадает в Оку.

До устья р. Мокши правый берег Оки горист, хотя горы здесь часто отходят от реки в сторону. После впадения Мокши горы идут и по левому берегу. За Муромом правый берег горист до самого Горького.

 

 

 

 


 

 

Из пристаней до Рязани следует отметить Дединово, живописно расположенное по обеим берегам реки. Село основано в XV в. Далее Ловцы, в окрестностях которых прекрасная -охота.

Следующая пристань — Белоомутский шлюз, ниже которого два села — Верхний и Нижний Белоомут.

Далее Хворостово и Кузьминский шлюз. Этот последний окский шлюз, вместе с предыдущим, обеспечивает на этом участке реки гарантированные глубины для судоходства.

За с. Новоселки — последней пристанью перед Рязанью — Ока входит в районы Рязанской области.

Рязань расположена на правом берегу Оки в стороне от фарватера реки. Железной дорогой Рязань соединяется с Сибирью, Ташкентом, Кавказом и через Москву с Ленинградом. Вокзал в 5 км от пристани. .

Пароходная пристань весной стоит у города на р. Трубеж, которая здесь впадает в Оку. Позднее пристань переводится на постоянное место к устью Трубежа, в 3 км от города. В Рязани машиностроительный завод, Исторический музей, помещающийся в палатах бывшего дворца Олега Рязанского, пастеровская и биологическая станция, педагогический институт, сельскохозяйственный техникум.

Среди архитектурных памятников интересны величественный Успенский собор (конец XVII в.). Он виден с палубы парохода еще задолго до пристани. С балкона, окаймляющего собор, чудесный вид на долину Оки, Трубеж и окрестности. Пароходы на Оке отсюда -кажутся небольшими, почти детскими.

Рязань основана в XI в. и называлась Переяславлем Рязанским в отличие от дреенейшей Рязани, находившейся ниже на Оке против Спасска. После разрушения Батыем старой Рязани Переяславль Рязанский становится столицей Рязанского княжества.

G конца XVIII в. Переяславль стал губернским городом.

При советской власти Рязань одно время была окружным, а позднее районным центром, входившим в состав Московской области.

По образованию Рязанской области Рязань стала центром области.

В Рязани родился академик И. П. Павлов. Здесь одно время жил известный писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин.

После Рязани пароход еще долго идет по многочисленным изгибам Оки, которая течет здесь по широкой долине, делая ряд причудливых колен среди зеленых лугов.

С палубы парохода все еще виднеется на коренном высоком берегу Рязань.

В 23 км по течению Оки от Рязани — живописное местечко Ольгово. Здесь расположен бывший Льговский монастырь. В XII в. Всеволод Суздальский разгромил здесь рязанские войска.

На правом берегу Оки вскоре виднеется город, бывший древний город Ожск, станция Ленинской ж. д. Ниже — Лоловский разъезд той лее дороги, которая идет здесь -на .значительном рас¬стоянии параллельно Оке.

Первая пристань от Рязани — г. Спасск, в 93 км по Оке. Дебаркадер стоит в протоке, соединяющем Оку с-о Спасским озером.

 

 

 

 

Среди дачных мест Оки Спасск занимает одно из первых мест.

В Спасском уезде родился известный композитор М. T. Мусоргский        

Напротив, на живописных высотах, поросших деревьями, с. Шатрище, которое оврагом отделяется от села Старая Рязань — древней Рязани, основанной в XI в. и бывшей до 1237 г столицей Рязанского княжества. -

В 1237 г. Рязань была разрушена Батыем.

Мей в своей красочной поэме «Евпатий Коловрат» так описывает конец этого события:

 

Все пожгли — город предали пламени,

Погубили мечом все живущее

И свершилось по слову Батыеву —

Плакать некому было и не по ком

Ни младенца, ни старца в живых не осталося.

Все богатства рязанские были разгромлены

И свалило к Коломне ордынское, полчище.

 

 

 


 

 

Следующая пристань Киструс, являющаяся одновременно пристанью и для нижележащего с. Исады. Село — это одно из красивейших на Оке.

Далее пароход идет узким местом. Здесь поставлен семафор.   .

Следующая пристань Шилово, одна из крупнейших пристаней Оки, находится на магистрали Ленинской ж. д. (линия Москва — Рязань—Сызрань).

За Шиловым Ока поворачивает к северу, огибая Касимовскую гряду.

Далее ряд пристаней местного значения, Тырновская слобода, Копаново.

На этом участке в Оку впадает р. Пра, в верховьях которой целая система озер, перекат Медвежья Голова (Ока здесь делает излучину, напоминающую голову медведя), Добрынин остров и воложка Денежка, одна из значительных по длине. При входе и выходе из воложки поставлены семафоры. Здесь прекрасное место для отдыха, рыбной ловли, охоты, купанья, далеких прогулок, речного и лодочного спорта.

По народному преданию, на Добрынинском острове долгое время жил богатырь Добрыня Никитич. В километрах пяти ниже, на другом кургане, была ставка его друга, героя былин, Алеши Поповича. Несмотря на такое расстояние, богатыри, свободно разговаривали, и однажды Добрыня даже перекинул своему товарищу топор.

За Денежкой появляются леса, остатки знаменитых когда-то Муромских лесов. Они тянутся на десятки километров по правому берегу Оки.

Следующая пристань Лашма. Небольшой чугунолитейный завод. В 10 км на противоположном левом берегу с. Забелине — лесная пристань.

Берега Оки здесь красивы. Правый холмистый покрыт зеленью. Перед Касимовым пароход минует дам отдыха ЦК союза речников в Селезове, текстильную фабрику «Красный текстильщик» и затон Московско-Окского речного пароходства, отделенный дамбой от Оки.

 

 

 


 

 

 

Касимов с палубы парохода исключительно красив.

В Касимове интересны краеведческий музей и татарская часть города, — восточный уголок с минаретом старой мечети, откуда открывается чудесный- вид на окские просторы и мавзолей-текия, где похоронены касимовские ханы. В Касимове медицинский техникум для татар, являющийся лучшим доказательством роста татарской - молодежи, которой сейчас широко открыты двери в разнообразные учебные заведения Союза — от начальной школы до вуза включительно.

Касимов основан в XII в., в XIV в. город был разорен татарами. Впоследствии был восстановлен и пожалован Василием Темным в удел ордынскому царевичу Касиму, по имени которого и называется Касимовым. С тех пор и образовался в городе восточный уголок, населенный татарами. Московскими князьями принимались все меры к тому, чтобы лишить Касимов и тени независимости. После смерти Фатимы в 1681 г. Касимов вошел в состав Руси. Одно время здесь было воеводство. С образованием - губерний Касимов был сделан уездным городом Рязанской губернии. При советской власти Касимов последовательно был округом, районом Московской области. По образовании Рязанской области Касимов вошел в состав ее в качестве районного центра.

В 1636 г. Касимов посетил знаменитый путешественник Олеарий, совершавший свои поездки по России и Волге.  _

Касимов — прекрасное дачное место. Здесь имеются все условия для летнего отдыха (прогулки, купание, живописные окрестности, недорогие продукты и пр.).

За Касимовом Ока делает новый крутой поворот. Пароход идет лукой около 100 км, тогда как прямое расстояние между концами этой луки (Касимов — Елатьма) не более 25 км.

Чем ближе к устью, тем берега становятся живописней, река шире и оживленней.

За пристанью Починки, ниже села Щербатовка, Ока проходит грядой, порогом Каменкой. Здесь прорыт узкий ход. В настоящее время Каменка представляет каменистый перекат, в мелководье опасный для судоходства.

Пройдя Каменку, близ устья р. Пет, турист видит группу одиноко стоящих деревьев, среди' которых резко выделяется дерево-петух, формой и общим видом напоминающее большого петуха.

Далее в Оку впадает с правой стороны река Мошка, которая со своим притоком Циой прорезает ряд хлебородных районов. По реке существует пароходное движение от Ватажки — пристани на Оке до Засова. — на Цне.

За Ватажкой берета Оки становятся все живописней и красивей; пароход идет Белинской прорвой, сокращающей судоходный путь на 6 км. Близка и Елатьма— одно из лучших Дачных мест на Оке. Здесь ряд домов отдыха, среди которых выделяется дом отдыха театра имени Вахтангова.

За Елатьмой Ока идет районами Горьковской области. Первая пристань, в пределах которой Дмитриевы горы; далее Ляхи (районный центр), служат пристанью для Маренковских текстильных фабрик.

 

 


 

 

Миновав Шиморский затон, Досчатое (пристань Выксунских заводов), с. Карачарово (родина легендарного богатыря Ильи Муромца), железнодорожный мост Ленинской ж. д пароход подходит к Мурому.

Муром — одна из крупнейших пристаней на Оке. Благодаря своему географическому положению, двум железным дорогам, пароходной пристани, соединяющей город прямым водным путам с Москвой* Горьким и даже Уфой, город быстро растет.

В Муроме — паровозоремонтный завод, прядильно- и бумаготкацкие фабрики. Город становится одним из значительных центров Горьковской области.

В районе развито огородничество. Всем хорошо известны муромские огурцы — лучший сорт огурцов средней полосы Союза.

Муром существует с древнейших времен Рюрика. Здесь жило финское племя мурома. В 1232 г. город был почти полностью уничтожен татарами. Около 150 лет он был в полном упадке. В XIV в. Муром был присоединен к Москве. До Октябрьской революции Муром входил в состав Владимирской губ. в качестве уездного города. В .настоящее время Муром — районный город Горьковской области.

От Мурома до Павлова ряд пристаней местного значения — Монастырей, Александрово (район занят производством сундучков), Жайск, Чулково, Вареж (здесь развито производство топоров, ножей).

От Варежа близко и Павлово. Это столица слесарного промысла, советский Золинген. Павлово-Вачский район за последние годы вырос настолько, что меняет не только оборудование фабрик и заводов, но и перестраивает корпуса своих предприятий. Согласно постановлению Совнаркома СССР и Центрального комитета партии, проводится коренная реконструкция всех трех районов советского Золингена — Павловского, Вачского и Сосновского. Около 100 тыс. металлистов в Павлове и районах заняты изготовлением ножей, ножниц, замков, хирургических инструментов и пр.

Павловские изделия широко известны по всему Союзу.

Для туриста здесь интересен музей местных изделий, имеющий свыше 2 500 экспонатов.

За последние годы Павлово приобрело себе еще новую известность, как место, где развита домашняя комнатная культура лимонов. Здесь намечается открыть опытную станцию по разведению цитрусов.

Павлово известно с XVII в. В XVIII в. оно при¬надлежало Шереметьевым — владельцам подмосковных Кусково и Останкино. Им же принадлежал и весь этот район вместе с селом Вормса, находящемся в 5 км от Павлова, известный своими Завьяловскими изделиями.

Условия работы павловского кустаря при царизме были ужасны. О старом Павлове имеется значительная литература. Павловские кустари упоминаются в ряде работ Ленина. В своей книге "Развитие капитализма в России", В. И. Ленин ссылается на «Павловские очерки» В. Г. Короленко.

 

 

 


 

 

«Жизнь городского нищего, протягивающего на улицах руку — да это рай в сравнении с этой рабочей жизнью» — так характеризует Короленко тяжелую жизнь павловского кустаря. 

О трагической судьбе павловского-кустаря писали Боборыкин, Мельников-Печерский, Златовратский.

В настоящее время павловские металлисты пользуются всеми благами Октябрьской революции, всеми завоеваниями Сталинской Конституции.

За последние годы в Павлове создан прекрасный драматический театр. Многочисленные клубы, кино, библиотеки, школы, курорты, санатории, дома отдыха, больницы широко открыты для павловских металлистов и членов их семей. 

Ниже Павлова в Оку, с левой стороны, впадает река Клязьма.

Вскоре пароход подходит к г. Горбатову, живописно расположенному в садах. Город известен своей вишней, одной из лучших в Союзе.

Следующая пристань Дзержинск — центр химической промышленности Нижегородской области, находится на линии Нижегородской ж. д. (Москва — Нижний Новгород — Hижний Тагил). Железнодорожный вокзал отстоит от пароходной пристани в 2 км. Езды поездом до Горького около 50 минут.

За Дзержинском пароход идет по крутой излучине влево, затем вправо и подходит к высокой горе. Здесь пристань Дуденово, Обслуживающая кожевенный Богородский район. Далее внимание туриста привлекут мачты высоковольтной передачи Горгрэса из Балахны, пересекающей Оку.

Пройдя Олевинскую воложку, пароход минует Доскиво, один из крупнейших затонов 'Волжского бассейна. Здесь судоремонтный завод имени Жданова Доскино — конечный пункт движения пароходов пригородных линий по Оке от Горького.

Отсюда правый возвышенный берег до самого Горького идет тенистым лесом. Здесь пригородные дачные места — Гнилицы, Новинки (питомник садоводства).

Последняя пристань перед Нижним Новгородом — Автозавод.

Автозавод связан с Горьким трамвайным и автобусным сообщением из Канавина (от Московского вокзала) и пароходным сообщением от Нижневолжской набережной. У автозавода остановка пассажирских пароходов всех окских линий.

Вдали вырисовываются контуры Нижний Новогород. За Окским мостом Ока вливает свои воды в Волгу. Здесь центральный речной вокзал Нижнего Новогорода.

Описание г. Нижнего Новогорода и маршрута от Нижнего Новогорода до Дербешки в соответствующих местах маршрутов Нижний Новгород — Астрахань и Рыбинск — Пермь. Здесь мы продолжаем описание от пристани Дербенка на Каме.

 

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ВОЛГЕ © 2019